- Вкладка 1
Высшее английское общество, званые светские ужины, добродетельные прекрасные дамы, остроумные элегантные мужчины, утопающие в персидских коврах гостиные и бесконечное количество оттенков роскоши. В принципе, на этом очевидная экономическая подоплека романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» (1890) исчерпывается. Автор просто сообщает нам как данность, будто отмахиваясь от назойливых вопросов, что его персонажи обладают достаточным состоянием, чтобы не думать о деньгах. И долгое время роман одного из самых скандальных мировых писателей так и воспринимался — как образец чистого парадокса, предельного эстетизма, притча о вечной молодости, купленной ценою души. Однако если рассмотреть «Портрет Дориана Грея» в социально-экономическом контексте своего времени, включавшем промышленную революцию, бурный экономический рост, торжество позитивизма, — то усердное игнорирование Уайльдом объективной реальности окажется необычайно красноречивым. Тут и бунт против викторианской морали, и презрение к нарождающемуся обществу потребления, и отказ видеть выгоду человека исключительно в следовании своим разумным интересам — недвусмысленные признаки масштабного протеста против надвигающегося века капитализма.